Новости  История  Достопри...  Экономика 
   
 

Школа-колония Станислава Шацкого “Бодрая жизнь”

Свою историю Школа-колония “Бодрая жизнь” начинает с 1911 года. В этот год великий педагог Шацкий привез из Москвы несколько десятков детей, которым родители не могли обеспечить нормальный образ жизни. Это были дети рабочих, собранные педагогом на окраинах столицы. Колония, образованная Шацким, была своего рода летним трудовым отдыхом. Первоначально детей поселили в приготовленном для них бараке, расположенном прямо в лесу. Барак был двухэтажный, с пристроенной широкой террасой и даже двумя маленькими балкончиками, четко выходившими на север и юг. Первая кухня для новых поселенцев расположилась в шалаше, построенном рядом с домом.

Педагог Шацкий с группой единомышленников занялся организацией трудовой и образовательной жизни своих подопечных. Стоит отметить, что в первое лето своего существования “Бодрая жизнь” приняла 47 детей, возраст которых был от 7 до 16 лет. Колония строилась на принципах самоуправления. Дети принимали активнейшее участие в решении всех вопросов.

“Бодрая жизнь” – это трудовая колония. Поэтому все ее участники разделились на бригады. При этом делении учитывались интересы детей. Так кто-то занялся благоустройством территории, кто-то – разрабатывал огород, кто-то высаживал яблоневый сад, а кто-то занимался домашними делами. Вся деятельность педагогов колонии сводилась к тому, чтобы научить детей работать в коллективе, самостоятельно справляться с трудностями. Труд занимал всего пять часов в день. Остальное время посвящалось рассказам, прогулкам по окрестностям.

Эксперимент удался, и на следующий год в “Бодрую жизнь” прибыло уже 55 детей. Теперь в этом хозяйстве были и коровы, и куры, и гуси, и даже лошадь. Обязанности детей расширились.

С каждым годом колония крепла, число детей увеличивалось, порой оно достигало ста человек. Стал выходить журнал, «Наша жизнь», где каждый мог написать о своих достижениях, пожеланиях или просто о том, что казалось главным, и чем хотелось поделиться.

Колония существовала на средства М.К. Морозовой и общества «Детский труд и отдых», которые поддерживали колонию с момента ее основания до 1918 года. Революция во многом изменила жизнь колонистов. Теперь “Бодрая жизнь” стала постоянным местом жительства для детей. А это значило, что необходимо открыть школу. Шацкий составляет собственную программу обучения. Значительную роль для колонистов играло искусство. Здесь преподавались: музыка, литература, актерское искусство, живопись.

В предвоенные годы “Бодрая жизнь”, а именно ее школа, организованная Шацким, была одной из лучших в РСФСР. В годы войны школа была разрушена. Но идеи, внесенные в преподавательскую деятельность Шацким, живы до сих пор.